Расширенный поиск
Рекомендуем

 

 

Главная  /  Каталог статей  /  Ковка, металлопрокат, метизы, конструкции

Художественная ковка: азы ремесла

К концу XX века кузнечное дело было практически вытеснено механизированными технологиями обработки металла, однако возникший интерес к изделиям художественной ковки возродил это древнее ремесло. Одно из основных кузнечных занятий было изготовление подков и металлической оснастки телег и других колесных гужевых устройств. Теперь лошадь большая редкость, а обслуживанием автомобильного транспорта, сменившего гужевой, занимаются автосервисы и шиномонтажные мастерские. Для ковки осталось только искусство…

Секреты кузнечного дела передавались от отца к сыну и тщательно оберегались от конкурентов. Сегодня же практически все приемы ковки довольно подробно описаны сподвижниками кузнечного дела, целью которых – сохранение ремесленного наследия.

Особняком в кузнечном деле стоит художественная ковка. Назначение ее абсолютно неутилитарное, но эстетическое. В то же время прочность металла позволяет кованым произведениям искусства служить людям долгие годы, при этом радуя глаз. Модные ныне этнические и кантри стили без художественной ковки и вовсе не могут обойтись.

В современной кузнице поменялось оборудование, но сами приемы остались практически те же. Прежде чем что-либо сотворить, кузнец-художник разрабатывает весь технологический процесс, в ходе которого применяются различные инструменты и приемы обработки металла. О последних мы и хотим рассказать.кузнечные инструменты

Осадка – является одним и основных кузнечных приемов и представляет собой операцию по утолщению сечения заготовки. В процессе любой ковки часто возникает необходимость утолщать заготовку по всей длине, либо определенную ее часть. Утолщение производится за счет высоты (длины) заготовки. Необходимость в полной или частичной осадке может возникать при ковке элементов с переменным сечением, а также перед изгибом заготовки. Нагретый металл по своим пластичным свойствам напоминает пластилин. Если взять пластилиновый брусок квадратного сечения и изогнуть его посредине на 90°, то можно видеть, как место изгиба ослабляется. Чтобы этого не происходило применяют осадку.

Местную осадку выполняют путем нагрева осаживаемого участка длинной, не превышающей 2-2,5 диаметра заготовки. Если превысить этот размер, то вместо осадки произойдет изгиб. Осадку производят, ударяя в торец заготовки. Если ее длина не позволяет наносить по ней удары ручником или кувалдой, то ударяют саму заготовку о наковальню. Ее концы при этом должны быть срублены строго под прямым углом, чтобы нагрузка распространялась в поковке равномерно. При осадке небольшого участка, после нагрева заготовка опускается в воду, исключая сам необходимый участок. Далее необходимо действовать очень быстро, пока металл не отдал тепло уже охлажденным участкам.

Осадку также можно производить в тисках. Для того чтобы заготовка не выскальзывала из губок при ударах вниз, на ней предварительно делают «плечики». Длинные заготовки, осаживаемые на коротком участке нельзя бить в торец или о наковальню, – произойдет нежелательный изгиб. В этом случае заготовка специально изгибается буквой S на нужном участке, а затем по нему бьют молотом. После осадки заготовка выправляется. Возможны и другие методы осадки металла с использованием различных приспособлений.

вытяжка металлаВытяжка – удлинение заготовки за счет уменьшения ее толщины. Вытяжку выполняют молотом, боек которого имеет не плоскую, а выпуклую форму. Такая форма при ударе заставляет металл вытягиваться во все стороны, но поскольку необходимо только удлинение, заготовку постоянно поворачивают на 90°. После поворота ударяют по образованному утолщению, - таким образом, заготовка постепенно удлиняется, уменьшая свое сечение. Очень важно чтобы сечение вытягиваемой детали постоянно было квадратным. Если заготовку класть на конусную часть наковальни (рог), то вытяжка будет проходить быстрее, т.к. при ударе молотом металл будет выдавливаться сразу с двух граней.

Есть и еще один способ вытяжки – с использованием раскатки (разгонки). Расположение приспособления на поковке определяет направление вытяжки. Растягивать заготовку начинают, немного отступив от конца и постепенно подавая ее на себя. Под конец удары молота ослабляются.

Рубка металла необходима для отделения частей заготовки. Ее выполняют кузнечным зубилом, которое необходимо постоянно охлаждать, т.к. оно при контакте с горячим металлом отпускается. Перед рубкой заготовка разогревается до темно-красного цвета, после чего она кладется под зубило и прорубается на три четверти сечения. Дальше заготовка переворачивается и сильными ударами рубится до конца. После охлаждения зубила, необходимо постучать им о стол, чтобы сбить капли воды.

Прорубка или разрубка широко используется в художественной ковке. Данная операция представляет собой надруб участка заготовки, который необходим, для того чтобы потом его можно было удлинить и отвести. Так на заготовке появляются завитки, листья, «отростки» и другие декоративные элементы. Прорубка выполняется в два приема. Первый – раскрой, в ходе которого на слабо разогретую заготовку наносят неглубокие рубцы с одной стороны, намечая будущий проруб. Затем заготовку снова нагревают и прорубывают по намеченному пути сильными ударами.

Пробивка отверстий в месте поковки производится при сильном разогреве. Отверстие делается пробойником (бородком).пробивка отверстий на наковальне Сначала, после нескольких сильных ударов, он должен погрузиться на три четверти толщины заготовки. При этом под будущим отверстием должно находиться круглое отверстие наковальни. После первых ударов на обратной стороне заготовки образуется выпуклость. Необходимо установить заготовку на плоскость наковальни (лицо) и еще раз ударить по пробойнику. В результате на выпуклости обозначится место отверстия. Дальше заготовку переворачивают и бьют, предварительно охлажденным пробойником, в намеченное с обратной стороны место. Носик пробойника должен быть не заостренным, а иметь небольшое усечение. Диаметр пробойника всегда немного меньше диаметра отверстия. Формирование отверстия производится специальными оправками с различным сечением.

Гибка металла – распространенная кузнечная операция, необходимая для того, чтобы придать заготовке требуемый изгиб. Заготовки с большой толщиной в районе изгиба изменяют форму и размер сечения. Для тонких заготовок данная особенность не критична. Как уже говорилось, в местах изгиба предварительно делают осадку. Чем больше угол изгиба и меньше его радиус, тем больше проявляется утяжка. Ее нельзя устранить правкой, но можно восстановить форму поперечного сечения.

формирование завитка - кузнечная операцияПри изгибах металла используют различные приспособления. Например, для прямоугольного изгиба без радиуса, заготовка устанавливается на край наковальни, и гнется ударами ближе к месту изгиба. Затем деталь зажимается в тисках и ударами в торец производится выравнивание угла и осадка места изгиба. Дуговые изгибы выполняются с использованием рога наковальни или специальных малых наковальнях – шпекеров. Шаблон используют только в том случае, когда необходимо получить партию одинаковых элементов.

Скручивание металла выполняют при ярко-красном калении. При этом заготовку зажимают в тиски и крутят вокруг продольной оси воротком на 360°. Тонкие заготовки можно крутить вдвоем с напарником, не зажимая их в тисках, что всегда быстрее. Крученые элементы часто используют при изготовлении оконных решеток и кованых ограждений. Богатого декоративного эффекта также достигают свиванием двух тонких круглых прутов.

Выглаживание металла – заключительный этап изготовления кованного изделия. После грубой работы молотом заготовка имеет незаконченный, а чаще неряшливый вид. Цель этой операции сгладить неровности оставленные молотами или кувалдой. Гладилки бывают разной формы. Основная – представляет собой массивную наставку с плоской рабочей частью. Гладилку прикладывают к выступающим частям, разогретого до красна изделия, и ударяют по ней кувалдой. Углубления при этом остаются со следами молотка и играют декоративную роль. Выглаживание очень важно при художественной ковке, к которой предъявляются высокие эстетические требования.кованный лист: отделка

К отделочным операциям также относится нанесение рисунка. На поверхность металла можно нанести различные рубцы, штрихи и насечки при помощи зубила. При этом рисунок может наноситься как «на горячую», так и «на холодную». Более сложные узоры, печати или шрифт наносятся только на плоские участки изделия. Сложные орнаменты, выполняемые методом горячей насечки, требуют высокого художественного мастерства.

Приемов декорирования металла достаточно много. Набивка рельефа и фактуры обогащает и детализирует изделие. И чем выше эта детализация, тем эффектнее смотрится вещь. Фактуру наносят специальными пуансонами и подбойками. Работа эта довольно кропотливая и существенно повышает стоимость изделия.

В заключение хочется сказать несколько слов о работе кузнеца. Считается, что профессия эта довольно сложная. Так оно и есть, однако элементарные вещи можно попробовать сделать и самому. Для этого достаточно знать правила выполнения основных кузнечных операций. Металл куется медленно, а потому испортить заготовку достаточно сложно. Речь, конечно, не идет о кованых цветах или насекомых – это высший пилотаж. Но изготовить авторские дверные петли, засовы, крюки и даже элементы садовой мебели под силу практически любому домашнему мастеру. При этом не обязательно обзаводиться профессиональным горном и механическим молотом. Для таких вещей сойдет автоген и ручной молот. Результат наверняка превзойдет все ожидания, не говоря уже об удовольствии от самого процесса.

10.01.2011
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.

Карта сайта|Контакты|Политика конфиденциальности